****** ****** # 2024 - год Зелёного Деревянного Дракона по восточному календарю****** #2024 Год Тёмного Лося (соха) по славянскому календарю*****

Популярные новогодние сообщения

Из истории новогодних и рождественских открыток

     О ёлках в библиотеке, их красоте и разнообразии я думаю, что сообщила достаточно много.  Правда, есть  "в закромах"  ещё несколько сюрпризов, но, как говорится, об этом чуть позже. Сегодня  хочу предоставить вам возможность познакомиться со статьёй ведущего библиотекаря Северодонецкой библиотеки для юношества им. И. Б. Курлата Татьяны Забирко, размещённой на сайте "Новости Северодонецка" в 2010 году.  Полную версию вы можете прочесть, пройдя по ссылке ресурса. 
На мой взгляд  тема раскрыта хорошо. Особенно тот факт, что директор библиотеки предоставила для библиотечной ёлки свою коллекцию новогодних открыток. Единственное, чего мне не хватило - так это большего количества фотографий открыток. Думаю исправить этот пробел и завтра порадовать себя и вас, дорогие читатели, подборкой Рожественских открыток. А пока читаем сокращённый вариант статьи: 
Прародительницей рождественской открытки часто называют средневековые гравюры с изображением христианских мотивов. Их продавали церковные служители и паломники по достаточно высокой цене. Такими гравюрами украшали дома и вручали родственникам и друзьям.
Первую рождественскую открытку создал английский художник Добсон в 1794 году. На карточке, которую он подарил своему другу, был изображен зимний пейзаж и семейная сценка возле елки. Другу открытка понравилась, и на следующий год Добсон напечатал несколько дюжин подобных карточек и разослал их всем знакомым в виде рождественского подарка.
Первой открыткой, сделанной на продажу, считается карточка, которую сэр Генри Коул в начале 1840-х заказал художнику Джону Хорсли (т.к. не успевал написать поздравительные письма всем друзьям). Открытку напечатали литографским способом; на ней была изображена семья сэра Коула, сидящая за рождественским столом, и подпись: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!». Оставшиеся открытки были распроданы всем желающим, причем разошлись они очень быстро.
С тех пор обычай поздравлять своих близких и друзей с Новым годом почтовыми открытками завоевал весь мир.
С 1860-х производство открыток было поставлено на поток. В 1862 году большим тиражом была отпечатана первая серия рождественских открыток, и все они мгновенно были раскуплены. К 1880 году по почте рассылалось более 11,5 миллиона карточек (почтальоны были загружены и предупреждали: "Не откладывайте отправку открыток до самого Рождества").
Первоначально на открытках изображались Иисус Христос в яслях или летящий ангел со звездой в руках. Позже на открытках появились изображения Санта-Клауса и произвольные композиции из цветов, веток и елочных украшений.
В Россию первые рождественские открытки пришли из Англии в 1890-х. Причем купцы привозили только такие, где был один рисунок без надписи, а потом уже сами писали на русском. Снег на открытках был похож на настоящий, его делали из борной кислоты. Иногда на карточках был один только контур рисунка, остальное закрашивалось самостоятельно. Занятие это было довольно трудное, и стоили открытки недешево, тем не менее, они были популярны. 
В 1874 г. был учрежден Всемирный почтовый союз, который установил международный стандартный размер открытки 9x14 см. Большинство государств ориентировались на это требование, в России же открытки стали настоящим произведением искусства.

Как только Россия обзавелась собственными открытками и стала продавать их в большом количестве, появился конкурент – Германия. Большинство германских открыток делалось фотоспособом, и сюжеты были очень похожи: томные барышни поздравляли с праздником (или Деды Морозы). "Влияние запада" решили сбить русские художники: на открытках появились русские тройки, снежные зимы, детишки с колядками, заметенные пургой деревеньки, реки, скованные льдом, купола храмов. Часто на открытках присутствовали рождественская елка или еловые ветки.
Техники изготовления у старых открыток были разнообразнейшие. Большие издательства предлагали покупателям каталоги с многочисленными видами открыток: «рельефные изящной работы», «блестящая эмаль», «глянцевые», «эмаль с золотом», «аристократические на лучшем полотняном картоне в стиле модерн», «бромосеребряные», «с вклеенными кусочками шелка», «плюшевые», «настоящие гравюрные с золотым обрезом».
После революции 1917 года выпуск поздравительных открыток, как предмета быта буржуазного общества, был полностью прекращен. Из печатных изданий и официального языка полностью исчезли не только слова «С Рождеством», но и
поздравления с Новым годом.
В годы Великой Отечественной войны традиция новогодних (о Рождестве не могло быть и речи) поздравлений возрождается. Тематика этих открыток была целиком связана с войной, и качеством они не блистали. Зато в конце войны в страну хлынул поток великолепных зарубежных новогодних открыток - солдаты посылали их из освобожденных стран Европы.
Первые украинские рождественские и новогодние открытки начали издавать в Киеве в 1913 году. В те времена на них традиционно изображались красивые девушки, маленькие дети, ангелы и, конечно, Святой Николай — в простом кожушке и шапке, вручающий детям подарки. До начала  1950-х годов люди пользовались самодельными открытками, срисованными с дореволюционных.
А вот в западных областях Украины рождественские открытки были в сравнительно широком ассортименте, но выпускались они за границей и распространялись подпольно. Традиционные сюжеты на них несколько переиначены на актуальную в те времена тему борьбы УПА против коммунистического режима: дети, которые пришли в лес поздравить отряд повстанцев,  ангел, сошедший к воину,  дозорный в маскхалате любуется рождественской звездой на ночном небе.
Если на российских рождественских и новогодних открытках чаще всего изображается Дед Мороз, едущий в санях, запряженных лошадьми или оленями, спешащий к нам на всех видах транспорта, в том числе и на космическом корабле, лихо бегущий на лыжах или играющий в хоккей, то за рубежом предпочитают другие сюжеты.
В Германии на почтовых карточках помещают композиции со свечами, подковами, колокольчиками, сладостями, причем размеры карточек колеблются от крохотных, размером с карманную записную книжку, до больших, сравнимых с тетрадным листом.
На открытках скандинавских стран часто встречаются гномы. В Швеции отдают предпочтение детским рисункам, работам в технике аппликации, фотографиям. В Эфиопии можно встретить открытку, где изображен Санта-Клаус - негр с черной бородой и в сером халате, сидящий в повозке, которая запряжена мулами. 

Открытки 50-х и 60-х годов  особенные, их  отличаешь по какой-то непосредственной детской доброте и очень светлому мироощущению художника. От них исходит вполне ощутимое чувство добра, детской непосредственности и чистоты.
Государственные выпуски новогодних почтовых карточек до середины 50-х годов еще не могли удовлетворить все возрастающие потребности населения. И местные артели этим успешно воспользовались, поставив на поток фотооткрытки, изображающие детей возле новогодних елок, катающихся на санках, с отрывными календарями или телефонными трубками в руках. Технология такого  производства не требовала больших затрат: в ход шли постановочные фотографии, сделанные непосредственно в фотоателье, фотомонтаж из трофейных открыток и цветочно-вещественное оформление с помощью черной туши и нескольких анилиновых красителей, что уже было делом творческим, индивидуальным.
К концу 50-х годов  новогодние открытки печатали по эскизам профессиональных художников. И обязательно на обороте открытки была напечатана фамилия художника. Сюжеты были простые, как правило, изображались дети с санкам или  лепящие  снежную бабу, водящие хоровод вокруг елки. На открытках этого периода, представленных на нашей выставке, можно увидеть рядом с рисунком не слова поздравления, а стихи.
1960-е годы – настоящий расцвет новогодней открытки. Наряду с привычными мотивами, стали появляться современные сюжеты на тему освоения космоса, развития техник, они отражали реалии своего времени. Например, Дед Мороз вез свои подарки на самолете или космической ракете. И пусть качество печати и яркость красок открыток уступали импортным, эти недостатки искупались оригинальностью сюжетов и высоким профессионализмом художников
Художники открытки искали новых решений – композиционных, цветовых, образных. Открытка 60-х годов проста, она лишена полиграфической изощренности, но при этом наполнена творчеством и художественностью. Именно тогда на открытках начали изображать кремлевские куранты и радостные семьи, встречающие Новый год на Красной площади.
В 70-те появились на них Дед Мороз и Снегурочка. Кроме «С Новым годом!», встречались и другие открытки, например, «Поздравляем с Новым годом!».
В  1980-х на новогодних открытках появляются персонажи «кукольных» мультфильмов и олимпийский Мишка, а самые популярные изображения — звезд и курантов на кремлевских башнях.
В начале   90 -х  появились открытки «С Рождеством Христовым!».
Если на российских рождественских и новогодних открытках чаще всего изображается Дед Мороз, едущий в санях, запряженных лошадьми или оленями, спешащий к нам на всех видах транспорта, в том числе и на космическом корабле, лихо бегущий на лыжах или играющий в хоккей, то за рубежом предпочитают другие сюжеты. В Германии на почтовых карточках помещают композиции со свечами, подковами, колокольчиками, сладостями, причем размеры карточек колеблются от крохотных, размером с карманную записную книжку, до больших, сравнимых с тетрадным листом.
На открытках скандинавских стран часто встречаются гномы. В Швеции отдают предпочтение детским рисункам, работам в технике аппликации, фотографиям. В Эфиопии можно встретить открытку, где изображен Санта-Клаус - негр с черной бородой и в сером халате, сидящий в повозке, которая запряжена мулами.
В наше время стали выпускать разнообразные оригинальные новогодние открытки. При их изготовлении применяется шелкография, голография и металлизация. Уже давно можно приобрести объемные или музыкальные открытки. Если понадобится эксклюзивная новогодняя открытка, то есть возможность заказать ее у дизайнера-оформителя.
Коллекционирование рождественских открыток родилось одновременно с их выпуском — их вклеивали в специальные альбомы или просто хранили в красивых жестяных коробках из-под печенья. В советские времена хранить открытки "С Рождеством Христовым!" было даже еще более опасно, чем собирать ню. Владельцем самого большого собрания новогодних открыток считается житель Канады, некий Бут. В его коллекции 205 120 открыток.
Возможно, многие из вас, читающих эту статью, увлекались филокартией ( любовь к коллекционированию иллюстрированных почтовых открыток), но это хобби стало не интересным, а открытки остались – приносите к нам в библиотеку – они смогут помочь нашим юным читателям, соприкоснуться с историей безвозвратно ушедшей эпохи, изложенной  в миниатюрном жанре.

1 комментарий:

Желаю вам под ёлкой найти самые дорогие подарки: любовь, здоровье, счастье, благополучие и достаток!